Президент одобрил изменения в закон «О конкуренции». Что изменилось?

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков подписал закон «О внесении изменений в закон КР «О конкуренции».

Закон принят Жогорку Кенешем 12 июня 2019 года.

В целях совершенствования антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, а также приведения его норм в соответствие с Модельным законом Евразийского экономического союза «О конкуренции», принятый Закон вносит некоторые изменения и дополнения в Закон КР от 22 июля 2011 года № 116 «О конкуренции».

Закон вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.

Для чего нужен закон?

Как писало Министерство экономики, целью данного проекта является недопущение ограничения конкуренции на товарных рынках и недопущение монополизации рынка, путем предоставления преимуществ для государственных предприятий и создания хозяйствующих субъектов участниками, которых являются аффилированные с ними лица и/или группа лиц, что будет способствовать созданию благоприятных условий для развития предпринимательства.

А также гармонизация законодательства «О конкуренции» с модельным законом «О конкуренции».

В справке-обосновании законопроекта, говорилось, что для единообразия норм закона КР «О конкуренции» с нормами модельного закона «О конкуренции», утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года № 50 предлагается внести следующие изменения в закон КР «О конкуренции» от 22 июля 2011 года № 116:
— статью 3 дополнить новым понятием «экономико-статистическое наблюдение»;

— изложить в новой редакции статью 4. «Доминирующее положение», при этом проведена систематизация и уточнение отдельных положений доминирования хозяйствующего субъекта на рынке;

— пункт 2 части 1 статьи 7-2 изложить в новой редакции в целях уточнение критерия допустимости «вертикальных» соглашений;

— в целях недопущения ограничения конкуренции при предоставлении государственных и муниципальных преференций предлагается внести изменение в статью 9, предусматривающее запрет государственным органам и органам местного самоуправления предоставлять государственные или муниципальные преференции в нарушение требований, установленных статьей 9-1 настоящего закона;

— изложить в новой редакции статью 11, при этом в целях недопущения монополизации рынка предлагается осуществлять контроль при: слиянии, присоединении, преобразование хозяйствующих субъектов (их объединений); создании хозяйствующих субъектов, более 5% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству; создании хозяйствующих субъектов, участниками которых являются аффилированные с ними лица и/или группа лиц согласно статьям 3 и 5 настоящего закона; создании, слияние, присоединение и ликвидация государственных и муниципальных предприятий.

Как писало Минэкономики, для исполнения указанных функций, Госантимонополии необходима информация об объемах производства, экспорта и импорта в разрезе хозяйствующих субъектов. В связи с чем, Положением о госагентстве закреплено право запрашивать в установленном порядке и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, и физических лиц необходимую для исполнения своих функций информацию, в том числе, конфиденциальную и/или составляющую коммерческую тайну.

Кроме того, статьей 15 закона КР «О конкуренции» закреплены обязанности по представлению информации антимонопольному органу для выполнения возложенных на антимонопольный орган задач и функций, таможенные, налоговые и другие государственные органы, осуществляющие регулирование (надзор) деятельности хозяйствующих субъектов и регистрирующие их отношения, архивные органы, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности, по запросу антимонопольного органа представляют необходимые документы и информацию, в том числе, в разрезе хозяйствующих субъектов.

Несмотря на это, некоторые государственными органами (налоговыми, таможенными органами и др.) не представляются необходимые данные (в частности, в разрезе хозяйствующих субъектов) с соответствующим оформлением («ДСП») в соответствии с Положением о порядке работы с документами, содержащими информацию для служебного пользования от 07.03.2013 г. №255.

Законом КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР» от 13 августа 2015 года № 225 закон «О внутренней торговле в КР» дополнен понятием «государственное регулирование цен». Кроме того, в пункте 2.4.2. плана мероприятий по реализации Программы продовольственной безопасности и питания в КР на 2015-2017 годы», утвержденного постановлением ПКР от 4 сентября 2015 года № 618, предусмотрена разработка и внедрение механизма административных штрафов за нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих государственное регулирование цен и влекущих рост потребительских цен. В связи с этим, а также для устранения коррупциогенных норм путем удаления градации штрафных санкций, предлагается статьи 324 и 325 Кодекса КР об административной ответственности изложить в новой редакции. При этом сохранен максимальный размер штрафных санкций, предусмотренных в этих статьях.

Анализ регулятивного воздействия был проведен с участием представителей ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, объединения юридических лиц «Кыргызская ассоциация страховщиков», ЗАО «СК «Джубили-Кыргызстан Иншуренс компани» и других заинтересованных государственных органов.

Как говорится в справке-обосновании, в ходе общественного обсуждения поступили замечания и предложение от ООО «Скай Мобайл». Учтены приемлемые предложения, в частности, часть 2 статьи 4 дополнены нормами относительно совокупной доля 5 хозяйствующих субъектов и о том, что настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее, чем 10%, также конкретизированы барьерами входа на рынок.

Какие поправки ввели в ходе обсуждения в ЖК?

Как говорится в материалах ЖК, в старой редакции предусматривается, что сотрудники Госантимонополии при рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией и проведением анализа состояния конкуренции, в соответствии с возложенными на них полномочиями, при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа, имеют право на беспрепятственный доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты и их объединения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности для получения необходимых документов и информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В итоговой редакции прописано, что сотрудники антимонопольного органа при вышеуказанных случаях вправе на беспрепятственный доступ в госорганы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты и их объединения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности для получения необходимых документов и информации, в том числе коммерческой и служебной в порядке, установленномзаконодательством КР.

По предложению депутата Акылбека Жапарова («Бир Бол»), вводится понятие «экономико-статистического наблюдения» – статистического наблюдения и экономического анализа данных о деятельности хозяйствующих субъектов, оценка состояния и перспектив деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке КР.

По предложению депутата Гулшат Асылбаевой («Онугуу-Прогресс»), доминирующим признается положение финансовой организации (за исключением финансовых организаций, деятельность которых лицензируется Национальным банком КР), если:

— доля финансовой организации на определенном финансовом рынке составляет 35 процентов или выше;

— совокупная доля двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет 50 и более процентов при условии доказательства их деятельности как группы лиц и/или аффилированных лиц, и/или выявления признаков ограничения конкуренции;

— совокупная доля трех финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет 70 и более процентов при условии доказательства их деятельности как группы лиц и/или аффилированных лиц, и/или выявления признаков ограничения конкуренции.

По старой редакции, доминирующим признавалось положение финансовых организаций, если:

1) доля финансовой организации на определенном финансовом рынке составляет 35% или выше;

2) совокупная доля двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет 50 и более процентов;

3) совокупная доля трех финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет 70 и более процентов.

Старая редакция закона гласила, что условия признания доминирующим положение финансовой организации, поднадзорной Национальному банку КР, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим законом, устанавливаются НБКР. Условия признания доминирующим положение иной финансовой организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим законом, устанавливаются правительством КР.

По предложению депутата Азамата Арапбаева (СДПК), вводится норма, что годовой отчет о состоянии конкуренции на товарных рынках Кыргызстана предоставляется в Аппарат правительства КР и размещается на официальном сайте антимонопольного органа в сети Интернет.
Также по старой редакции допускались вертикальные соглашения в письменной форме (за исключением вертикальных соглашений между финансовыми организациями), если доля каждого из участников соглашения на любом товарном рынке не превышает 20 процентов. По новой редакции допускаются вертикальные соглашения в письменной форме (за исключением вертикальных соглашений между финансовыми организациями), если доля каждого из участников такого соглашения, на товарном рынке товара, являющегося предметом вертикального соглашения, не превышает 20 процентов.

Вводится норма о запрете государственным органам и органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты и (или) действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и (или) физических лиц, в том числе «предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных статьей 9-1 настоящего закона».

По предложению депутата Акылбека Жапарова («Бир Бол»), исключается государственный контроль Госантимонополией при ликвидации субъектов разрешенных монополий. Также по его предложению исключается государственный контроль за созданием хозяйствующих субъектов для исключения пробелов.

По старой редакции органы статистики, юстиции, таможенные органы и другие государственные органы, осуществляющие регулирование (надзор) деятельности хозяйствующих субъектов и регистрирующие их отношения, архивные органы, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности по запросу антимонопольного органа представляли необходимые документы и информацию, в том числе в разрезе хозяйствующих субъектов.

В новой редакции закона установлено, что указанные ведомства и органы предоставляют коммерческую и служебную информацию в порядке, установленном законодательством КР.

В новой редакции Госантимонополия рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства не только по собственной инициативе и сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в его распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушении настоящего закона, но также и на основании заявлений физических и юридических лиц.

В старой редакции для предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направлял хозяйствующему субъекту предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В новой редакции антимонопольный орган направляет не только хозсубъекту, но и государственному органу, органу местного самоуправления, предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Также теперь основанием для направления предостережения являются публичное заявление о поведении хозяйствующего субъекта и/или информация о планируемых действиях государственного органа, органа местного самоуправления на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства, и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
www.tazabek.kg/news:1559163?f=cp

Благодарим Вас за посещение нашего сайта. Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество.
2012 © Eco Partner. All rights reserved.
Яндекс.Метрика