![]() | Руководство по проверкам для предпринимателей |
![]() | Право на защиту общественных экологических интересов |
![]() | ПУТЕВОДИТЕЛЬ для ИНВЕСТОРА по КЫРГЫЗСТАНУ |
Кыргызские производители и потребители должны научиться торговле разными способами и формировать портфель контрактов так, чтобы извлекать максимальную пользу из тех возможностей, которые предоставляет общий рынок электроэнергии и того потенциала, который имеет энергетика Кыргызской Республики. Об этом в интервью Tazabek сказал член коллегии по энергетике и инфраструктуре в Евразийской экономической комиссии Эмиль Кайкиев.
По его словам, международный договор по созданию общего энергетического рынка предусматривает централизованную, биржевую торговлю электроэнергией. Причем в проработке находится вопрос об организации двух видов подобной торговли.
«По срочным контрактам, то есть когда формируются сделки по поставке электроэнергии на год, квартал, неделю. И, так называемая, торговля на сутки вперед. Работа в этом направлении странами евразийской пятерки проводится совместно с ЕЭК», — сказал он.
Как сообщил министр, в 2017 году главы правительств определили целесообразность использования в рамках общего электроэнергетического рынка существующих торговых площадок. Они есть в России и Казахстане. В 2018 году эти площадки на своей базе провели пробные, имитационные торги электроэнергией.
Подробнее »»
Правительство поставновлением от 17 сентября 2019 года утвердило Положение о порядке учета и контроля нефти и нефтепродуктов на территории КР, а также технические требования к электронной системе учета и контроля нефти и нефтепродуктов.
Субъекты предпринимательства, осуществляющие ввоз, хранение, производство и реализацию нефтепродуктов обязаны внедрить и начать применение автоматизированной электронной системы отпуска нефтепродуктов с 1 января 2020 года, говорится в документе.
Субъекты предпринимательства, осуществляющие розничную продажу нефтепродуктов на автозаправочных станциях, обязаны с 1 января 2020 года применять контрольно-кассовые машины с функцией печати на контрольно-кассовом чеке информации о реализуемом виде топлива, количестве, цене и итоговой цене, с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС по каждому наименованию топлива.
Положение о порядке учета и контроле нефти и нефтепродуктов на территории Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок учета и контроля за движением нефтепродуктов на территории Кыргызской Республики.
Подробнее »»
По общему рынку газа, нефти и нефтепродуктов планируется организация биржевой торговли энергоресурсами. Об этом в интервью Tazabek сказал член коллегии по энергетике и инфраструктуре в Евразийской экономической комиссии Эмиль Кайкиев.
По его словам, в нефтегазовой сфере начата работа по реализации соответствующих программ формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов союза. В декабре 2018 года они были утверждены главами наших государств.
В ходе реализации мероприятий программ предполагается организация биржевой торговли энергоресурсами, осуществление гармонизации законодательства государств-членов, создание системы информационного обмена, обеспечение недискриминационного доступа к системам транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
«Формирование общего рынка газа ЕАЭС будет иметь положительный экономический эффект для Кыргызской Республики. По экспертным оценкам, выгода для потребителей газа КР произойдет за счет снижения цены поставляемого газа из стран ЕАЭС и роста его потребления вследствие газификации и развития газоемких отраслей», -сказал он.
Подробнее »»
Наступает эра цифровой революции и Кыргызстану нужно заниматься этим вопросом стратегически. Об этом Tazabek сказал заместитель министра экономики Эльдар Алишеров.
По его словам, на сегодняшний день мировая тенденция идет к цифровизации и все больше и больше стран начинают понимать, что цифровая экономика является основополагающей в части стратегии развития страны.
«На данный момент в ЕАЭС ведутся консультации по цифровой повестке, поэтому необходимо начинать глубоко заниматься именно цифровизацией экономики, то есть не точечными цифровыми проектами, а вообще смотреть на развитие стратегии наших стран и объединения. Также необходимо сделать упор на политику развития в области цифры», — считает замминистра.
Цифровая повестка ЕАЭС: Как все начиналось?
Согласно данным the Boston Consulting Group, доля цифровой экономики в совокупном ВВП ЕАЭС составляет менее 3% по сравнению с США, где в 2017 году доля составляла 7% от ВВП, а в Китае в 2018 году — 38% от ВВП.
По словам руководителя центра интеграционных исследований, Евразийский банк развития Андрея Петросьяна, отставание развития цифровой экономики стран ЕАЭС от развитых стран объясняется рядом факторов: особенностью экономических моделей стран-членов, в которых значительное место занимает сельскохозяйственная отрасль, относительно медленными темпами внедрения цифровых технологий, необходимостью преодоления отставания в развитии научно-технической базы по сравнению с постиндустриальными странами.
Вместе с тем, вопрос цифровизации ЕАЭС берет начало с 26 декабря 2016 года, где в рамках очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали заявление о цифровой повестке ЕАЭС, в котором были обозначены цели и механизмы реализации цифровой повестки. При этом, в основные направления реализации цифровой повестки Союза до 2025 года и приоритеты проработки цифровых интеграционных инициатив вошли следующие пункты:
1) Восстановление цифрового Великого Шелкового пути через программу «Один пояс — один путь» и поддержка других международных инициатив по развитию региональной цифровой инфраструктуры.
В рамках интеграционного сотрудничества, вопрос цифровизации стал актуальным в рамках Концепции «Один пояс — один путь», инициируемой Китаем, направленной на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии, состоящий из двухосновных проектов: 1. «Морской Шелковый путь XXI века» и 2. «Экономический пояс Шелкового пути». В рамках данных проектов можно выделить следующие программы по развитию цифровизации:
— Программа «Цифровая экономика» v.s. Транспорт, которая предусматривает развитие инфраструктуры и проведение НИР по вопросам цифровизации транспорта, логистики и цифровой экономики.
— Единая защищенная информационно-телекоммуникационная система транспортного комплекса.
Позже на очередном заседании стран членов ШОС, который проходил 14 июня 2019 года в городе Бишкек, было подписано решение об утверждении Концепции сотрудничества государств — членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий.
2) Снижение препятствий на пути развития и разработки цифровых технологий
Одной из основных целей в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы является создание к 2040 году в Кыргызстане цифрового хаба на Великом Шелковом пути. Сеть центров обработки данных (ЦОД) регионального значения будут предоставлять услуги ИКТ всему региону. Созданная цифровая инфраструктура позволит соединить информационно-коммуникационные пространства Центральной Азии, ЕАЭС, Ближнего Востока, Китая и Европы, а основная задача в реализации процесса цифровизации — вхождение Кыргызской Республики в ТОП-50 стран в основных международных индексах.
Цифровизированный Кыргызстан: Что имеем
«В рамках ЕАЭС выделено где-то полмиллиарда долларов на реализацию цифровых проектов в рамках. Сейчас уже на стадии реализации двух проектов, на стадии разработки более четырех. На 2020 год мы закладываем в бюджет сумму на реализацию для подготовки технических заданий, ТЭО данных проектов», — рассказывает замминистра Э.Алишеров.
Вместе с тем, представитель Министерства экономики отметил, что данные цифровые проекты — это конечно составляющие, но вопросом нужно заниматься стратегически.
«Вопрос уже начал двигаться и мы должны успеть сесть на него. Если мы отстанем от него, то под вопросом будет в целом развитие страны. Как вы знаете, на заре, где-то в середине 90-х годов была техническая революция, сейчас начинается цифровая революция», — сказал он.
В целом, по данным Государственного комитета информационных технологий и связей, процесс реализации цифровой экономики в Кыргызской Республики осуществляется по трем основным направлениям:
1. Цифровая трансформация бизнес-процессов и производственных связей: внедрение инноваций в финансовый и банковский сектора, развитие цифровой инфраструктуры и цифровых платформ в приоритетных секторах экономики.
2. Формирование открытого цифрового общества: предоставление и оказание цифровых государственных услуг, включающих в себя цифровое правительство, цифровое местное самоуправление, цифровой парламент, цифровую систему правосудия во всех регионах страны, запуск экономических проектов, создание национальной электронной инфраструктуры;
3. Использование стратегий по развитию цифровой экономики стран-партнеров:: использование «цифровой повестки дня ЕАЭС-2025.
Кроме того, на сегодняшний в стране реализуются следующие проекты в сфере цифры:
Проект «Digital CASA — целью программы является интеграция не имеющих выхода к морю государств Центральной Азии и отдельных стран Южной Азии в региональную и глобальную цифровую экономику с тем, чтобы помочь им в получении цифровых дивидендов. Всего по данной программе функционируют 60 проектов, в том числе проект «Тундук».
Проект «Правительство как платформа» — это виртуальное пространство (смарт-решение) для получения гражданами широкого спектра услуг (государственных и частных) посредством взаимодействия государства и бизнеса в одной точке с помощью цифровых технологий. Инновация носит социальный характер и позволяет оперативно, проще, удобнее бесконтактно взаимодействовать и получать различного рода справки..
«Цифровой разрыв»: Кыргызстан менее подготовлен чем остальные страны ЕАЭС?
«Все 5 стран ЕАЭС немного отстают от мировых лидеров и говорить о том, что Кыргызстан менее подготовлен чем Казахстан или Россия и Белоруссия — это неправда», — считает экс-министр Евразийской экономической комиссии Данил Ибраев.
По его словам, у страны есть кадровый потенциал.
«Кыргызстан — страна маленькая и мобильная, и я думаю, что нас это большой плюс. Важный фактор — это не идти туда, куда нас направят, мы должны первыми предлагать и говорить, создавая евразийский тренд быстрейшего развития», — отметил Д.Ибраев.
В то же время по мнению руководителя центр ЕАБР А.Петросьяна, внутри союза наблюдается существенный цифровой разрыв между государствами, о чем свидетельствует неоднородный доступ населения к Интернету в странах ЕАЭС.
«На основе статистики по доступу населения к Интернету следует, что Кыргызстан достаточно сильно отстает от других стран Союза — в 2017 году доступ к всемирной сети имело 38,2% населения Кыргызстана, в то время как этот же показатель Армении составил 70%, Беларуси – 74%, а Казахстана и России – 76%. Стоит, однако, отметить, что за период 2000-2017 годов показатель Кыргызстана продемонстрировал позитивную динамику на фоне общерегиональной тенденции роста доступа населения к интернету в евразийском пространстве», — отметил эксперт.
По его мнению, ограниченное внедрение технологий населением обусловлено более низким уровнем благосостояния по сравнению с другими странами ЕАЭС, а также чувством недоверия к таким технологиям за счет их прорывного характера.
«Таким образом, рекомендация по улучшению показателей – это более широкое развитие основополагающей инфраструктуры ИКТ, внедрение цифровых технологий в процессе обучения, что позволит преодолеть недоверия со стороны населения, а также более активное применение технологий в традиционных отраслях экономики в целях оптимизации процессов и повышения эффективности. Примером может стать цифровое сельское хозяйстве, нацеленное в том числе на рост производительности отрасли и на более эффективное распределения ресурсами», — рекомендовал А.Петросьян.
Вместе с тем, согласно классификации Азиатского банка развития по уровню внедрения цифровых технологий для развития электронной торговли, все страны ЕАЭС вошли в группу «зарождающихся цифровых экономик», для содействия электронной торговле между которыми необходимы меры по улучшению логистической инфраструктуры.
«Цифровое будущее»: здесь и сейчас
В 2017 году Кыргызстан принял общенациональную программу цифровой трансформации «Таза Коом», нацеленную на использование потенциала индустрии данных, технологий, цифровой инфраструктуры для улучшения уровня жизни людей, создания новых экономических возможностей и «процветающего общества».
«Таза Коом» занимает важное место в «Стратегии устойчивого развития страны-2040». В стратегии также обозначена задача создания современной информационно-коммуникационной инфраструктуры в Кыргызстане, в рамках которой до каждого населенного пункта будет доведена широкополосная оптико-волоконная сеть и все социальные объекты будут иметь высокоскоростной доступ к сети Интернет», — отмечает глава центра ЕАБР А.Петросьян.
По его мнению, более того, наблюдается активизация цифровых технологий в финансовых секторе, о чем свидетельствует значительный рост доля населения, применяющего цифровых технологий для осуществления или получения денежных переводов – 36% в 2017 году по сравнению с 14% в 2014 году.
Кроме того, индекс цифрового внедрения (Digital adoption index) также вырос с 0,43 до 0,50 в период 2014-2016 годов.
«Драйвером динамики роста стал частный сектор, за счет которого активно растет необходимость внедрения новых прорывных технологий и увеличивается спрос кыргызского бизнеса на новые цифровые решения. При этом предприятия по темпу внедрения цифровых технологий опережают и госсектор, и население, в отличии от Казахстана и России, где движущейся силой служит именно государство. Похожая ситуации как в Кыргызстане также наблюдается в Армении и Беларуси», — отмечает эксперт ЕАБР.
www.tazabek.kg/news:1569205?f=cp
В Бишкеке стартовала крупнейшая на евразийском пространстве площадка диалога власти и бизнеса – IV Международный выставочный форум «Евразийская неделя – 2019»
На пленарном заседании форума «Евразийская неделя – 2019» обсудили готовность регулирующих органов и бизнеса стран ЕАЭС к дальнейшей интеграции. Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что зачастую бизнес не готов меняться и конкурировать на глобальном уровне. По его словам, бизнес должен тоже перестраиваться и приспосабливаться к новым конкурентным условиям.
«С этой точки зрения нынешний диалог важен для того, чтобы бизнес представлял, какие регулятивные нормы мы будем вводить и как будем развивать наше сообщество. По отдельным группам мы понижаем тарифные пошлины. Это означает, что мы даём третьим странам допуск на наш рынок, одновременно создавая возможность для наших товаров попадать на их рынки. С одной стороны, это открывает новые возможности для нашего бизнеса, но одновременно предприниматели должны быть готовы к новой конкуренции. Это серьёзный вызов», – сказал Тигран Саркисян.
Председатель Коллегии ЕЭК добавил, что у Союза уже есть Договор о свободной торговле с Вьетнамом. Это огромный рынок, почти 100 миллионов человек населения.
«27 октября вступает в силу соглашение с нашим соседом Ираном. Ещё 83 миллиона населения. Мы 25 октября подпишем договор с Сербией о создании зоны свободной торговли, а 1 октября – соглашение с Сингапуром. На очереди у нас Индия и Египет. И мы должны понимать, что для нашего бизнеса это как возможность, так и вызов. Поэтому нам необходимо совместно с национальными правительствами работать с бизнес-сообществом», – отметил Тигран Саркисян.
Подробнее »»