Руководство по проверкам для предпринимателей | |
Право на защиту общественных экологических интересов | |
ПУТЕВОДИТЕЛЬ для ИНВЕСТОРА по КЫРГЫЗСТАНУ |
Наступает эра цифровой революции и Кыргызстану нужно заниматься этим вопросом стратегически. Об этом Tazabek сказал заместитель министра экономики Эльдар Алишеров.
По его словам, на сегодняшний день мировая тенденция идет к цифровизации и все больше и больше стран начинают понимать, что цифровая экономика является основополагающей в части стратегии развития страны.
«На данный момент в ЕАЭС ведутся консультации по цифровой повестке, поэтому необходимо начинать глубоко заниматься именно цифровизацией экономики, то есть не точечными цифровыми проектами, а вообще смотреть на развитие стратегии наших стран и объединения. Также необходимо сделать упор на политику развития в области цифры», — считает замминистра.
Цифровая повестка ЕАЭС: Как все начиналось?
Согласно данным the Boston Consulting Group, доля цифровой экономики в совокупном ВВП ЕАЭС составляет менее 3% по сравнению с США, где в 2017 году доля составляла 7% от ВВП, а в Китае в 2018 году — 38% от ВВП.
По словам руководителя центра интеграционных исследований, Евразийский банк развития Андрея Петросьяна, отставание развития цифровой экономики стран ЕАЭС от развитых стран объясняется рядом факторов: особенностью экономических моделей стран-членов, в которых значительное место занимает сельскохозяйственная отрасль, относительно медленными темпами внедрения цифровых технологий, необходимостью преодоления отставания в развитии научно-технической базы по сравнению с постиндустриальными странами.
Вместе с тем, вопрос цифровизации ЕАЭС берет начало с 26 декабря 2016 года, где в рамках очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали заявление о цифровой повестке ЕАЭС, в котором были обозначены цели и механизмы реализации цифровой повестки. При этом, в основные направления реализации цифровой повестки Союза до 2025 года и приоритеты проработки цифровых интеграционных инициатив вошли следующие пункты:
1) Восстановление цифрового Великого Шелкового пути через программу «Один пояс — один путь» и поддержка других международных инициатив по развитию региональной цифровой инфраструктуры.
В рамках интеграционного сотрудничества, вопрос цифровизации стал актуальным в рамках Концепции «Один пояс — один путь», инициируемой Китаем, направленной на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии, состоящий из двухосновных проектов: 1. «Морской Шелковый путь XXI века» и 2. «Экономический пояс Шелкового пути». В рамках данных проектов можно выделить следующие программы по развитию цифровизации:
— Программа «Цифровая экономика» v.s. Транспорт, которая предусматривает развитие инфраструктуры и проведение НИР по вопросам цифровизации транспорта, логистики и цифровой экономики.
— Единая защищенная информационно-телекоммуникационная система транспортного комплекса.
Позже на очередном заседании стран членов ШОС, который проходил 14 июня 2019 года в городе Бишкек, было подписано решение об утверждении Концепции сотрудничества государств — членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий.
2) Снижение препятствий на пути развития и разработки цифровых технологий
Одной из основных целей в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы является создание к 2040 году в Кыргызстане цифрового хаба на Великом Шелковом пути. Сеть центров обработки данных (ЦОД) регионального значения будут предоставлять услуги ИКТ всему региону. Созданная цифровая инфраструктура позволит соединить информационно-коммуникационные пространства Центральной Азии, ЕАЭС, Ближнего Востока, Китая и Европы, а основная задача в реализации процесса цифровизации — вхождение Кыргызской Республики в ТОП-50 стран в основных международных индексах.
Цифровизированный Кыргызстан: Что имеем
«В рамках ЕАЭС выделено где-то полмиллиарда долларов на реализацию цифровых проектов в рамках. Сейчас уже на стадии реализации двух проектов, на стадии разработки более четырех. На 2020 год мы закладываем в бюджет сумму на реализацию для подготовки технических заданий, ТЭО данных проектов», — рассказывает замминистра Э.Алишеров.
Вместе с тем, представитель Министерства экономики отметил, что данные цифровые проекты — это конечно составляющие, но вопросом нужно заниматься стратегически.
«Вопрос уже начал двигаться и мы должны успеть сесть на него. Если мы отстанем от него, то под вопросом будет в целом развитие страны. Как вы знаете, на заре, где-то в середине 90-х годов была техническая революция, сейчас начинается цифровая революция», — сказал он.
В целом, по данным Государственного комитета информационных технологий и связей, процесс реализации цифровой экономики в Кыргызской Республики осуществляется по трем основным направлениям:
1. Цифровая трансформация бизнес-процессов и производственных связей: внедрение инноваций в финансовый и банковский сектора, развитие цифровой инфраструктуры и цифровых платформ в приоритетных секторах экономики.
2. Формирование открытого цифрового общества: предоставление и оказание цифровых государственных услуг, включающих в себя цифровое правительство, цифровое местное самоуправление, цифровой парламент, цифровую систему правосудия во всех регионах страны, запуск экономических проектов, создание национальной электронной инфраструктуры;
3. Использование стратегий по развитию цифровой экономики стран-партнеров:: использование «цифровой повестки дня ЕАЭС-2025.
Кроме того, на сегодняшний в стране реализуются следующие проекты в сфере цифры:
Проект «Digital CASA — целью программы является интеграция не имеющих выхода к морю государств Центральной Азии и отдельных стран Южной Азии в региональную и глобальную цифровую экономику с тем, чтобы помочь им в получении цифровых дивидендов. Всего по данной программе функционируют 60 проектов, в том числе проект «Тундук».
Проект «Правительство как платформа» — это виртуальное пространство (смарт-решение) для получения гражданами широкого спектра услуг (государственных и частных) посредством взаимодействия государства и бизнеса в одной точке с помощью цифровых технологий. Инновация носит социальный характер и позволяет оперативно, проще, удобнее бесконтактно взаимодействовать и получать различного рода справки..
«Цифровой разрыв»: Кыргызстан менее подготовлен чем остальные страны ЕАЭС?
«Все 5 стран ЕАЭС немного отстают от мировых лидеров и говорить о том, что Кыргызстан менее подготовлен чем Казахстан или Россия и Белоруссия — это неправда», — считает экс-министр Евразийской экономической комиссии Данил Ибраев.
По его словам, у страны есть кадровый потенциал.
«Кыргызстан — страна маленькая и мобильная, и я думаю, что нас это большой плюс. Важный фактор — это не идти туда, куда нас направят, мы должны первыми предлагать и говорить, создавая евразийский тренд быстрейшего развития», — отметил Д.Ибраев.
В то же время по мнению руководителя центр ЕАБР А.Петросьяна, внутри союза наблюдается существенный цифровой разрыв между государствами, о чем свидетельствует неоднородный доступ населения к Интернету в странах ЕАЭС.
«На основе статистики по доступу населения к Интернету следует, что Кыргызстан достаточно сильно отстает от других стран Союза — в 2017 году доступ к всемирной сети имело 38,2% населения Кыргызстана, в то время как этот же показатель Армении составил 70%, Беларуси – 74%, а Казахстана и России – 76%. Стоит, однако, отметить, что за период 2000-2017 годов показатель Кыргызстана продемонстрировал позитивную динамику на фоне общерегиональной тенденции роста доступа населения к интернету в евразийском пространстве», — отметил эксперт.
По его мнению, ограниченное внедрение технологий населением обусловлено более низким уровнем благосостояния по сравнению с другими странами ЕАЭС, а также чувством недоверия к таким технологиям за счет их прорывного характера.
«Таким образом, рекомендация по улучшению показателей – это более широкое развитие основополагающей инфраструктуры ИКТ, внедрение цифровых технологий в процессе обучения, что позволит преодолеть недоверия со стороны населения, а также более активное применение технологий в традиционных отраслях экономики в целях оптимизации процессов и повышения эффективности. Примером может стать цифровое сельское хозяйстве, нацеленное в том числе на рост производительности отрасли и на более эффективное распределения ресурсами», — рекомендовал А.Петросьян.
Вместе с тем, согласно классификации Азиатского банка развития по уровню внедрения цифровых технологий для развития электронной торговли, все страны ЕАЭС вошли в группу «зарождающихся цифровых экономик», для содействия электронной торговле между которыми необходимы меры по улучшению логистической инфраструктуры.
«Цифровое будущее»: здесь и сейчас
В 2017 году Кыргызстан принял общенациональную программу цифровой трансформации «Таза Коом», нацеленную на использование потенциала индустрии данных, технологий, цифровой инфраструктуры для улучшения уровня жизни людей, создания новых экономических возможностей и «процветающего общества».
«Таза Коом» занимает важное место в «Стратегии устойчивого развития страны-2040». В стратегии также обозначена задача создания современной информационно-коммуникационной инфраструктуры в Кыргызстане, в рамках которой до каждого населенного пункта будет доведена широкополосная оптико-волоконная сеть и все социальные объекты будут иметь высокоскоростной доступ к сети Интернет», — отмечает глава центра ЕАБР А.Петросьян.
По его мнению, более того, наблюдается активизация цифровых технологий в финансовых секторе, о чем свидетельствует значительный рост доля населения, применяющего цифровых технологий для осуществления или получения денежных переводов – 36% в 2017 году по сравнению с 14% в 2014 году.
Кроме того, индекс цифрового внедрения (Digital adoption index) также вырос с 0,43 до 0,50 в период 2014-2016 годов.
«Драйвером динамики роста стал частный сектор, за счет которого активно растет необходимость внедрения новых прорывных технологий и увеличивается спрос кыргызского бизнеса на новые цифровые решения. При этом предприятия по темпу внедрения цифровых технологий опережают и госсектор, и население, в отличии от Казахстана и России, где движущейся силой служит именно государство. Похожая ситуации как в Кыргызстане также наблюдается в Армении и Беларуси», — отмечает эксперт ЕАБР.
www.tazabek.kg/news:1569205?f=cp