В парламенте прямо заявляют, что делят людей по национальностям

Депутаты Жогорку Кенеша порой говорят такое, о чём, как видится со стороны, они предпочли бы помолчать. Но, их язык, который без костей, их враг.

Высказывания наших дорогих для общества депутатов прозвучали как раз в тот момент, когда они в очередной раз заговорили о языке общения и работы. И если при предыдущем спикере парламента, который, надо полагать, поощрял беспардонные выступления парламентариев, одергивавших чиновников, рисковавших говорить с высокой трибуны по-русски, то нынче, хотелось бы думать кое-что должно измениться.

Вспомним, что на прошлой неделе республиканка Урмат Аманбаева стала громко возмущаться, что статс-секретарь Министерства финансов Динара Шайдиева, защищая поправки в Закон «О бухгалтерском учете», отвечает на вопросы на официальном языке. При этом она заявила «Что вы себе позволяете? Может, я не понимаю по-русски. Отвечайте на кыргызском». То, что дамочка не понимает по-русски, она нагло приврала. С этим у неё полный порядок. Иначе вряд ли уроженка Ошской области в советское время смогла бы окончить Кыргосуниверситет, если бы не владела русским языком. Поэтому можно сделать вывод, что гражданочка ради того, чтобы покрасоваться перед своими земляками, может даже приврать.

На столь хамское поведение отреагировала депутат Ирина Карамушкина, призвавшая коллег соблюдать Конституцию, где есть пожение об официальном языке и нарушать его никто не имеет права.

Тут в спор вмешался ещё один уроженец Ошской области и представитель партии «Ата-Журт» Курмантай Абдиев. Бывший военный прокурор республики, поработавший и министром юстиции, заявил, что «в Кыргызстане нормально требовать знания госязыка от министров, и ничего в этом страшного нет». Видимо, великий юрист по-своему решил трактовать закон. Извините, но хотелось бы представить, что мог творить в прокуратуре человек, позволяющий столь вольно обращаться с законами страны. Далее он добавил весьма любопытный спич, отметив сначала, что как только поднимается вопрос о госязыке, депутат Карамушкина раздувает проблему. Абдиев заявил «Призыв, чтобы хотя бы министры – этнические кыргызы – знали госязык и выступали на нем, становится причиной муссирования языковой проблемы, в чем я не вижу логики. Никогда здесь у человека другой национальности не требовали говорить на госязыке».

Вот на этот момент стоит обратить внимание. Получается, что депутаты открыто заявляют о разделении чиновников (а воюют они в основном с ними) по национальностям? И Абдиев, нисколько не стесняясь, громко говорит об этом! Однако!

Особенно это странно слышать от законотворцев после того, как президент Алмазбек Атамбаев, выступая перед депутатами и министрами накануне нового года, заявил: «Только вместе мы – Кыргызстан! И те, кто пытается разделить людей по нациям, по регионам – это враги страны! И пора уже применять соответствующие статьи Уголовного кодекса! Соответствующие поручения я уже дал Генеральному прокурору».

Ау, господа-депутаты, вы слышали эти слова? Или законодатели теперь будут утверждать, что они подразумевали совсем иное? Мол, они не делят людей по национальностям, просто подходят к ним с разными мерками. Или нам всего лишь являют пример противостояния кЫргЫзов и кИргИзов? И всяким там карамушкиным нечего встревать в решение внутренних национальных вопросов, в которых совсем нет межнациональных проблем. А русский язык просто наиболее яркий момент, вокруг которого строится противостояние. Можно отметить ещё один момент, что самыми ярыми поборниками за искоренение русского языка в стенах парламента выступают выходцы именно из южного региона. Северяне на этот вопрос смотрят совсем иначе. Это ли не проявление регионального деления, против которого тоже выступает нынешний глава государства.

Кстати, после того, как Ирина Карамушкина заявила, что намерена сделать запрос в Генеральную прокуратуру по поводу исполнения закона об официальном языке, встрепенулся торага Асилбек Жээнбеков. Пресс-служба парламента распространила его заявление. В нем сазано:

«Конституцией Кыргызской Республики установлено, что государственным языком в Кыргызстане является кыргызский язык. В качестве официального употребляется русский язык. Народ Кыргызстана выразил свою волю по этому поводу через референдум. Поэтому нет необходимости порождать лишние дискуссии вокруг вопроса о языке.

Действующие в Кыргызстане реальное двуязычие – бесспорное достояние страны и одно из важнейших завоеваний нашего народа. Оно стало общепризнанным фактом, которым мы по праву гордимся. Использование языкового вопроса в целях политической конъюнктуры – недопустимо, спекуляции вокруг этой чувствительной материи чреваты негативными последствиями.

Надо признать, что часть депутатов и министров не на должном уровне владеют либо государственным, либо официальным языками. Иногда поводом для таких дебатов становятся технические причины, например, неточный перевод. Соответствующим службам дано строгое поручение впредь улучшить качество переводов текстов и выступлений, а также технического оснащения. Публичные выступления в стенах кыргызского парламента должны быть понятны, внятны для всех депутатов, приглашенных и общества в целом».

Как вам понравилось это оправдание? Оказывается, часть депутатов, периодически устраивающая истерику при звучании русской речи, вопит лишь потому, что им неправильно переводят звучащее с трибуны. Так они вообще переводом не пользуются! Правда, тут можно сделать ещё пару весьма любопытных выводов. Надо понимать, торага признал, что переводчиками в Жогорку Кенеше работают неквалифицированные ребята. Неужели на весьма хорошо оплачиваемые должности в парламенте страны взяли тех, кто не может справляться с работой по синхронному переводу? Может быть, сюда по блату пристроили чьих-то родственников? Такая практика существует – ведь это в наших традициях порадеть родному человечку. Так, наверное, уже настало время, когда «блатных» надо гнать. А сколько ещё неспециалистов-родственников просиживают штаны в отделах и службах законодательного органа власти, лишь ради высокой зарплаты? Если же речь идет о лучших, хоть и слабеньких, мастерах дела, то, что тогда можно говорить о нашем образовании?

Не думаю, что своим заявлением торага хотел поднять эти вопросы, но они напросились сами. Хотя, скорее всего, господин Жээнбеков просто стремился перевести стрелки со скандалистов-националистов на обслуживающий персонал. Ведь признавать, что его коллеги выступают против политики президента, он не хочет, хотя те, пусть и не открыто, но сами признались в этом.

16-01-2012 11:59

http://comment.kg/society/item/11852-v-parlamente-prjamo-zajavljajut-chto-deljat-ljudej-po-natsionalnostjam.html

Благодарим Вас за посещение нашего сайта. Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество.
2012 © Eco Partner. All rights reserved.
Яндекс.Метрика