Битва за недра

По данным опроса, проведенного Международным деловым советом (МДС) среди кыргызстанских предпринимателей, самой инвестиционно привлекательной отраслью была и остается разработка и добыча полезных ископаемых. И в первую очередь драгоценных металлов. Это наблюдение подтверждает и статистика: в прошлом году примерно половина всего иностранного капитала, привлеченного в страну, была направлена в горнодобывающие отрасли.

Битва за недра

Негативные кризисные явления затронули и этот сектор экономики: в настоящее время здесь так же, как в промышленности в целом, наблюдаются спад производства, сокращение кадров, отток денег. И тем не менее богатства, спрятанные под толщей земли, остаются главным ликвидным имуществом государства и даже в неблагоприятные для экономики времена привлекают инвесторов.

Освоение месторождений полезных ископаемых и все, что было связано с ними, всегда находилось в определенной секретности. Общественность зачастую случайно узнавала об иностранных инвесторах, получивших права на тот или иной рудник, карьер. Люди, в особенности на местах, где располагались природные кладовые, понятия не имели, каким образом распределялись лицензии и за что правительство могло их отозвать. Тайной за семью печатями были сведения о доходах и прибылях компаний, никто не мог точно сказать, во что обходится новое предприятие, потревожившее привычный размеренный уклад жизни горцев.

Но так долго не могло продолжаться, по мере роста экономического самосознания люди все чаще стали задавать властям, от их имени распоряжающимся народным достоянием, неудобные вопросы. А именно: что из себя представляет компания-инвестор, где зарегистрирована? Насколько она финансово обеспечена? Какой у нее послужной список? И главное, не навредит ли добыча руды или щебня окружающей среде, какую пользу получат страна, ее граждане от деятельности инвестора и т. д.

Кумтор пробудил от спячки

Активность неправительственных организаций, органов местного самоуправления, парламентариев, не желающих быть сторонними наблюдателями, как известно, стала причиной пересмотра соглашения по Кумтору с канадскими учредителями компании «Центерра голд». Требование гражданского сектора большей прозрачности горнодобывающих предприятий заставило правительства в 2004 году присоединиться к Инициативе по продвижению прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИППДДО), которую поддерживают многие страны, в том числе Азербайджан и Казахстан.

Аббревиатура, надо заметить, еще та. Язык можно сломать, но запомнить ее необходимо. Инициатива прозрачности и станет тем проводником, который заставит разработчиков недр рассекретиться, открыть свои планы не только правительству, но любому кыргызстанцу, который считает себя хозяином подземных кладовых.

Именно благодаря Инициативе впервые такие крупные компании, как «Кумтор оперейтинг компани» и «Кыргызалтын» начали публиковать свои финансовые отчеты, которые Министерство финансов размещало на своем сайте для всеобщего обозрения. Но после мартовских событий новому руководству страны было не до транспарентности в отдельно взятой отрасли. Перед ним стояла задача поважнее — стабилизация всей экономики. Однако, как показала жизнь, после революции больше всего лихорадило как раз-таки предприятия, получившие лицензии на разработку месторождений золота, олова, угля.

По мнению депутата Жогорку Кенеша Кубанычбека Исабекова, прославившегося своими судебными исками против канадского разработчика кумторского золота, доходы горнодобывающих отраслей играют важную роль в формировании бюджетного пирога, поэтому интерес к этой теме с годами только растет.

— Существует стереотип мышления, что будущее Кыргызстана зависит от сельского хозяйства, популярности туризма, стабильной работы энергетики. А вопрос эффективного освоения недр остается как бы несколько в стороне, — садится на любимого конька парламентарий, как только речь заходит о горнодобывающей отрасли. — Только этим я могу объяснить то, что до сих пор правительство не разработало государственную программу по развитию горнодобывающей отрасли. Что касается законодательной базы, которая сейчас имеется в распоряжении исполнительной власти, то она неполная и требует доработки.

Вспомним, до распада Советского Союза наша республика занимала третье место по запасам и производству золота. Сегодня мы уже не располагаем информацией, какие позиции здесь нам отводит мировое экономическое сообщество. Ведь добыча драгоценного металла идет только на Кумторе и в Казармане. Ведают ли люди о том, что единственное в стране предприятие по производству ртути в Хайдаркане сейчас стоит? А знают ли они, что происходит сегодня на Кадамджайском сурьмяном комбинате?

Кубанычбек Исабеков считает, что правительству стоит строже спрашивать с новых владельцев комбината, который в настоящее время находится под контролем казахстанских бизнесменов. Собираются ли те выполнять свои инвестиционные обязательства? «Либо они работают, либо мы забираем их назад, — безапелляционно ставит вопрос депутат. — Если новые хозяева не запустят производство, пусть не удивляются, если вдруг возникнет предложение о национализации комбината, хотя все понимают, что республике необходимы инвестиции».

Pages: 1 2 3

Благодарим Вас за посещение нашего сайта. Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество.
2012 © Eco Partner. All rights reserved.
Яндекс.Метрика