![]() | Руководство по проверкам для предпринимателей |
![]() | Право на защиту общественных экологических интересов |
![]() | ПУТЕВОДИТЕЛЬ для ИНВЕСТОРА по КЫРГЫЗСТАНУ |
Комитет Жогорку Кенеша по противодействию коррупции 9 сентября сделал свое заключение по проекту программы правительства Кыргызской Республики по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы.
Как сообщается в заключении, решение задач, запланированных на ближайшие 5 лет, намечено осуществлять через ежегодные планы правительства Кыргызской Республики, что позволит сохранить долгосрочную преемственность для продвижения приоритетов и достижения целевых ориентиров, обозначенных в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. «Из анализа текущей ситуации известно, что коррупция в Кыргызской Республике стала представлять серьезную угрозу национальной безопасности страны. Коррупция подрывает доверие населения к власти, разрушает всю систему государственного управления, ведет к падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы. По экспертным оценкам, ежегодный ущерб от коррупции в Кыргызстане составляет до 30 млрд сомов (70 млн долларов). При этом доходная часть бюджета в 2012 году составила 1,83 млрд. долларов. Многофакторный характер этого явления, а также его связь с другими видами преступной деятельности требуют твердой политической воли для борьбы с этим явлением. Такая политическая воля сегодня заявлена на самом высоком уровне. Однако существует ряд проблем, снижающих эффективность проводимой антикоррупционной политики. В программе отмечается, что отсутствие в системе государственного управления специализированного института по координации и разработке целостной политики по предупреждению коррупции существенно снижает эффективность работ в этом направлении. Функции Антикоррупционной службы при Государственном комитете национальной безопасности ориентированы лишь на дальнейшее усиление правоохранительных возможностей противодействия коррупции. При этом задачи и функции по предупреждению коррупции по-прежнему остались без внимания», — говорится в заключении.
По мнению депутатов комитета, отсутствие реального и действенного механизма взаимодействия между органами, осуществляющими координирующую функцию, и правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с последствиями коррупции, осложняет процесс выстраивания единой системы по реализации антикоррупционной политики. «По этой причине предлагается создать эффективный институциональный механизм превентивных мер противодействия коррупции. Требуется дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства для укрепления института антикоррупционной экспертизы, развития механизмов общественного контроля, совершенствования системы государственного и муниципального управления. Как отмечено в программе, мировая практика свидетельствует о том, что ощутимых результатов в этом направлении можно добиться только при поддержке общественности. В этом направлении должны быть приняты меры по повышению уровня образования граждан, направленные на устранение правового нигилизма, по усилению правовой пропаганды законов среди населения и т.д. Немаловажной проблемой является обеспечение доступа к официальной информации и правительственным документам. В Кыргызстане существуют правовые положения о доступе к информации, которые, однако, не реализуются в полном объеме, в связи с недостаточным правоприменением и информированностью граждан о праве на информацию. Анализ имеющейся нормативной правовой базы и складывающейся правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что информационная открытость является не только важной составляющей противодействия коррупции, но и относится к числу основополагающих (базовых) принципов функционирования системы противодействия коррупции, включающей деятельность органов государственной власти», — сообщают депутаты.
Законодательство КР, как отмечается в заключении комитета, не предусматривает специальных методов выявления и расследования коррупционных преступлений. «Практически отсутствуют институциональная база расследования коррупционных преступлений и оптимальная система антикоррупционных законов и подзаконных актов. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики устанавливает единые рамки для расследования всех видов преступлений, включая преступления в сфере коррупции. Антикоррупционное законодательство имеет механизм борьбы с коррупцией, но он недостаточно эффективен. В этой части необходимо согласиться, что отсутствие конкретики в правовой инфраструктуре государства создает условия коррумпированным государственным чиновникам для субъективного, а зачастую неправильного толкования статей законов и иных нормативно-правовых актов. Для исключения такого положения в условиях беспрецедентной множественности нормативных правовых актов, неопределенности правовых предписаний, дублирования правовых норм и их противоречивости у субъектов правоприменения необходима корректировка антикоррупционного законодательства. На наш взгляд, в этом направлении антикоррупционную экспертизу должны пройти все подзаконные нормативно-правовые акты правительства Кыргызской Республики. Вызывает особую озабоченность отсутствие профессиональных кадров, неразвитие независимой антикоррупционной экспертизы, сотрудники государственных органов, ответственные за реализацию антикоррупционных программ, не владеют методикой разработки ведомственных антикоррупционных программ и техникой их реализации. Нерешенным остается вопрос кадровой, технической, оперативной подготовленности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Правоохранительные органы руководствуются устоявшимися методами борьбы с коррупцией, не внедряя при этом новые подходы для ее выявления и устранения», — сообщает комитет.
По итогам рассмотрения комитет одобрил проект программы правительства Кыргызской Республики по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, одобренный постановлением правительства Кыргызской Республики от 30 апреля 2013 года №218.