![]() | Руководство по проверкам для предпринимателей |
![]() | Право на защиту общественных экологических интересов |
![]() | ПУТЕВОДИТЕЛЬ для ИНВЕСТОРА по КЫРГЫЗСТАНУ |
— Значит, все-таки вопрос экономический, а не политический, но это не вопрос нынешнего долга?
— Камнем преткновения между Кыргызстаном и Узбекистаном являются месторождения газа, газовые магистрали и газохранилища, расположенные в Баткенской области. Напомню историю вопроса. В советские времена вся газовая отрасль региона строилась и эксплуатировалась объединением «Средазгазпром», в 1992 году, когда создавалось СНГ, решено, что все газовые объекты, расположенные на территории стран Содружества, являлись собственностью того государства, где они и расположены.
Месторождения газа и газовые объекты в Баткенской области, традиционно эксплуатировались подразделениями, ныне расположенными на территории Узбекистана. Основываясь на этом, Ташкент всячески оттягивал передачу этих объектов кыргызской стороне. А бороться есть за что. В Баткенской области недалеко от узбекского анклава Сох на кыргызской земле расположено подземное газохранилище «Северный Сох». Через него узбекской стороной — по экспертным оценкам — прокачивается около 4 миллиардов кубометров газа в год. Справедливости ради необходимо отметить, что узбеки закачивают в хранилище газ, который и расходует затем в период наибольшего потребления, то есть зимой. Но хранилище находится на кыргызской территории, и не считаться с этим фактом нельзя, ведь узбекская сторона вообще не платит за него. По данным экспертов, оплата за аренду Узбекистаном этого объекта могла бы составить около $900 тысяч в год.
В 2000 году Узбекистан после неоднократных запросов начал все-таки передавать кыргызской стороне объекты некогда единой газовой системы, но подземное хранилище и ряд других значимых газотехнических объектов так и остались в собственности соседей.
Кыргызская сторона кроме платы за потребляемый газ вынуждена платить еще и Казахстану за хранение и транзит узбекского газа, который идет потребителям, расположенным на севере республики.
Спорной остается и эксплуатация газового месторождения Чонгара-Галча, скважины которого находятся на территории той же Баткенской области. Вопрос по нему неоднократно поднимался во время переговоров между Бишкеком и Ташкентом.
Кроме того, на северо-востоке Баткенской области проложены 26 километров транспортной газовой магистрали Урсатьевская — Фергана, принадлежащей Узбекистану. Причем три других газопровода, проходящие здесь же, но гораздо меньшие по объему прокачиваемого газа, узбекская сторона все-таки передала Кыргызстану, который за транзит газа по ним получил в 2008 более $1,5 миллиона.
По экспертным оценкам, сумма оплаты узбекской стороной за транзит газа по всем газопроводам, проходящим по территории Кыргызстана, могла бы составить около $4 миллионов в год. Неплохая прибавка в бюджет. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы узбекская сторона предлагала Бишкеку компенсировать затраты по этому участку газопровода, так как якобы он построен узбекской стороной за счет своих средств уже после развала Союза.
— Если все именно так, то почему Кыргызстан не может вернуть то, что ему принадлежит по праву?
— Узбекская сторона ссылается на то, что газовое хранилище и месторождения находятся на приграничном участке, на котором не завершена делимитация границы. А мы знаем, с какими трудностями сегодня идут переговоры по этому вопросу, какие страсти кипят вокруг каждого клочка земли. Кроме того, знаем, что сегодня Узбекистан является одной из самых густонаселенных республик бывшего СССР и имеет в Центральной Азии самую большую и хорошо вооруженную армию.
Спорить с оппонентом, у которого есть такие аргументы, сложно, но необходимо помнить, что исторически все межэтнические и приграничные конфликты в Ферганской долине всегда были сопряжены с недостатком природных ресурсов — воды, земли, газа — или их неравномерным распределением. Конечно, ни в коем случае нельзя допустить и мысли о том, что решение этих вопросов может перерасти в такую плоскость. Но надо помнить, что дестабилизировать ситуацию в регионе сейчас найдется много желающих.