Руководство по проверкам для предпринимателей | |
Право на защиту общественных экологических интересов | |
ПУТЕВОДИТЕЛЬ для ИНВЕСТОРА по КЫРГЫЗСТАНУ |
11 марта на интернет-сайте www. azattyc.org появилось сообщение «Население села Арал, разгромили и сожгли лагерь геологов. Разгромлены и сожжены 14 контейнеров перестроенных под жилье работников геологической компании. Причина- народ против проведения геологических работ. Компания «Талас Коппер Голд», проводит геологические исследования на месторождении Талды Булак Таласский с 2005 года. Компания принадлежит южно-африканской золотодобывающей компании Голд Филдз».
В последнее время участились противостояния между местным сообществом и горнорудными компаниями. Более половины геологоразведочных компаний при проведении полевых работ сталкиваются с агрессией со стороны местного населения. Из-за этих социальных волнений геологические компании не могут начать или продолжить свою деятельность. Примеров можно привести много. В то же время всем известно, что в действующих компаниях в основном работают граждане Кыргызстана. Во многих селах с помощью геологических компаний отремонтированы, дороги, мосты, трансформаторы и другие социальные объекты. Особо необходимо отметить, что все это геологическими компаниями делается на добровольных началах.
В чем же причины таких конфликтов и агрессий со стороны местных населений. В основном все эти проблемы лежат в нескольких плоскостях:
1. Деятельность Правительства в отношении геологических компаний:
Порядок выдачи лицензий обычно такой, после выдачи лицензии, выдается первое лицензионное соглашение на разработку проекта. Проект проходит три обязательных экспертизы (геология, техническая и экологическая безопасность). Именно на данном этапе необходимо согласовать с местными сообществами или с собственником земли, за определенный промежуток времени отвод земли. Следующее лицензионное соглашение выдается МПР КР на ведение лицензионной деятельности только при наличии всех заключений и согласований.
Но, вся проблема заключается в том, что Правительство не может гарантировать, что данная Компания сможет проводить какие-либо работы на лицензионной площади, из-за отсутствия в законодательстве процедур согласования с местными сообществами. То есть получается, что обязанности получения согласования об отводе земли есть, а процедур нет. Также не расписаны в законодательстве нормы и правила оказания социальной помощи местному населению недропользователями. Пока все эти нормы законодательно не будут закреплены, требования местного населения будут постоянно расти, меняться и служить разменной картой в различных играх заинтересованных лиц.
2. Одной из причин этих конфликтов, также является тяжелое социально-экономическое положение местного населения.
Безработица, отсутствие промышленных предприятий, отсутствие рабочих мест, высокая миграция, отсутствие планомерной социальной помощи, безысходность ситуации толкает народ на справедливые требования. Но, эти требования не выдвигаются Правительству, а выдвигаются геологическим компаниям. Различного рода «лидеры», используя не устойчивость в отношениях между компаниями и местными сообществами, брешь в законодательстве, а так же политико-экономико-социальную нестабильность в стране преследуют свои личные интересы. Пытаются поймать рыбку пожирнее в мутной воде беззакония, нажить себе имидж и гнилое уважение перед народом, выступая катализаторами конфликтных ситуаций, для утверждения своих амбиций и интересов. Страдают же простые сельчане, которые могли бы спокойно работать и достойно содержать свои семьи, в будущем работая в геологических компаниях.
Некоторые высказывания и экспертизы доморощенных экологов из различных НПО (например, высказывания правозащитника ОО “Коалиция за демократию и гражданское общество” Шамиль Мурат) зачастую показывает, что они даже не понимают разницу между геологоразведкой и добычей руд, не информированы о методах разработки месторождений и т.д. Иногда даже начинаешь думать, а не направлены ли эти действия, финансируемые западными странами, как раз таки на осуществление экономической диверсии развивающихся стран, чтобы не развивалась промышленность, не поднимался уровень жизни населения, и не становилось государство на самом деле независимой страной. Как они не могут понять, что любая разведка и добыча осуществляется только после выполнения государственных требований (экологической экспертизы проектной документации) к геологическим и горнодобывающим компаниям в области охраны окружающей среды. Экологическая безопасность при проведении горнодобывающих работ обеспечивается за счет выполнения проектных мероприятий, прописанных в «Оценке воздействия на окружающую среду» (ОВОС), которые так же проходят проверку со стороны государственной экологической экспертизы на соответствие национальным и международным стандартам по экологической безопасности. На всех этапах постоянно проводится мониторинг воздуха, почвы, воды и т.д.
Во всех развитых странах, в том числе и в США, Канаде, Австралии, в странах Европейского Союза и др. ведется добыча полезных ископаемых с использованием различных современных технологий, в том числе и цианирования.
К сожалению, за последние 20 лет независимости нашей страны, у некоторой части населения появилось стойкое иждивенческое отношение ко всему, люди привыкли жить за счет гуманитарной помощи, грантов и недропользователей. Почему-то утвердилось стойкое мнение, что геологические компании, очень богатые, значит надо с них вытрясти побольше денег, они же копаются в нашей земле.
На местах также есть внутреннее социальное напряжение между богатыми и бедными прослойками. При анализе часто выясняется, что прослойке богатых людей не всегда выгодно иметь богатую компанию рядом, во-первых, ослабевает их власть над людьми, так как геологические компании являются главным конкурентом для них на рынке рабочей силы. Им выгодно, чтобы сельчане были зависимы от них, тогда они руководят и в политике и в экономике. Во-вторых, они теряют доходы, в-третьих знающие и хорошо зарабатывающие сельчане им не нужны, и их геологические компании начинают раздражать. Начинаются игры в защиту окружающей среды, родной земли, требованиями компенсаций, конниками и т.д.
Понятны и требования глав сельских управ о социальной помощи на социальные и инфраструктурные преобразования, так как у нас в Кыргызстане 70% АО являются дотационными. В связи с этим геологическим компаниям, при выходе на рынок Кыргызстана, необходимо думать о своей социальной политике, грамотно и системно работать с местным населением.
3. Второй причиной этих конфликтов, является непродуманная политика недропользователей при взаимодействии с местным населением.
К сожалению, геологические компании не всегда своевременно предоставляют информацию о своей деятельности местному населению, а если информируют, то не всегда четко обозначают территориальные границы своей хозяйственной деятельности, ее возможное положительное и отрицательное воздействие на территорию проводимых работ.. Часто при получении соглашений на земельный отвод геологические компании предоставляют карты лицензионной территории, в лучшем случае эти карты с устными пояснениями остаются у главы Аил окмоту и аильного кенеша. Но кто умеет читать эти карты, таких специалистов в селах очень мало. А если нет доступной информации, но есть «вкусный» объект для обсуждений, недостающую информацию сельчане придумают сами, либо «грамотные люди» подскажут.
Компании не всегда пошагово объясняют свою деятельность. Какие работы будут производиться и в какие сроки и т.д.
Компании не всегда имеют четкие правила, процедуры, критерии по найму и увольнению персонала. Как правило, у геологических и горнодобывающих компаний и их подрядных организаций, нет единой кадровой политики на местах. Геологические компании должны понять, что сельчане, относятся ко всем кто работает на одной лицензионной площади или месторождении как к единой компании, не разделяя организации на основного лицензиата и его подрядчиков. Зачастую получается так, каждая компания работает, как им удобней, набирают на работу разными способами, в разное время и по разным критериям, в итоге у местных жителей и складывается впечатление, что в компании полный бардак, берут взятки, чтобы устроиться на работу и т.д.
И что немаловажно для спокойствия на местах, необходимо прекратить практику выдачи наличных средств «для помощи» местному населению, все платежи подобного рода оформлять переводами на специальные счета АО, больниц, школ ит.д.
4. Третьей причиной этих конфликтов является информационный вакуум или не полное информирование местного населения.
Помимо того, что не всегда предоставляется своевременная информация о планах и результатах деятельности компаний, не всегда предоставляется информация об оказанной помощи населению (селу) со стороны компаний. Отсутствует информация по платежам и налогам в республиканский и местный государственный бюджет и АО. Многими компаниями проводится мониторинг качества почвы, воды, воздуха и т.д., но информация об этом зачастую не доходит до населения.
Со стороны геологических компаний отсутствует постоянный анализ ситуации на местах: в коллективе, в местных сообществах, в ОМСУ (Органы Местного Самоуправления) /МГА, что дало бы возможность для руководителей геологических и горнодобывающих компаний на ранних этапах предупреждать возникновение различных конфликтов и кризисных ситуаций и адекватно и своевременно реагировать на вызовы внешней среды.
В заключении хочется заметить, что выгода от геологических и горнодобывающих компаний для страны очевидна: это поступления в государственный и местные бюджеты, рост трудовой занятости местного населения, рост интереса к повышению образовательного уровня у местного населения по техническим специальностям, рост доходов и уровня жизни местного населения не только за счет работы в самих компаниях, но за счёт снабжения предприятия продуктами питания, производимыми местным населением, развитие местных автодорог и коммуникаций, улучшения состояния инфраструктуры сел, оказание, по доброй воли самих компаний, социальной поддержки населению в сельских регионах, выстраивание хозяйственно-договорных отношений между компаниями и местными жителями т.д.
А проблемы в социальном плане, либо в области охраны окружающей среды должны рассматривать специально уполномоченные на это государственные органы и профессиональные эксперты по каждому отдельному случаю, а не валить все в одну кучу. В конце концов, просто смешно, читать материалы «экспертов» и «правозащитников» в которых обвиняют геологов в радиационном загрязнении территории, там, где еще просто ничего не добывают, а только изучают можно это делать или нет.
Пример приведенный в начале статьи, о конфликте между сельчанами и геологической компанией близ села Арал в Таласском районе, показывает, что на местах не действуют ни законы Кыргызстана, ни международные нормы. Агрессия местного населения нарастает, перекрываются дороги, сжигают рабочие лагеря, а государственные структуры и само Правительство не реагирует, Инвесторы остались один на один с такого рода проблемами. Правительству срочно необходимо решить вопрос взаимоотношений между местным населением и геологическими компаниями и взять под жесткий контроль этот вопрос и особенно его исполнение. Иначе, инвесторы просто уйдут. И вся наша многократно хваленная инвестиционная привлекательность просто лопнет как мыльный пузырь.
Директор по развитию
консалтинговой и юридической компании EcоPartner
Биялиева Ч.С.